Навыки (скиллы) — умения, которыми персонаж овладевает в течение всей своей жизни. Они делятся на физические и духовные.
Физические
・Удар в прыжке
・Удар одной лапой
・Удар двумя лапами
・Удар с когтями
・Укус
・Маскировка
・Уворот
・Слежка
・Защита
Духовные
・Травничество
・Яды и противоядия
・Воскрешение
・Исцеление
・Высшая защита
Все физические навыки обязательны для изучения, поэтому ими владеет каждый остролап и некоторые мягколапов (достаточно взрослые). Котята же не владеют никакими навыками, но могут изучать их, как только начнут видеть, слышать и уверенно держаться на лапах. Обычно же изучение боевых и охотничьих навыков начинается с шести лун, а духовные умения могут быть изучены только по личной инициативе персонажа.
Приобретение и изучение
Большинство навыков может быть приобретено только с помощью наставника, но есть и исключения: ветка знахаря может быть изучена путём экспериментов, если таковые позволит проводить совесть, как и медитация, ответвление «Анимизм», получение духа-компаньона... Особая категория — получение уже открытого в игре навыка при регистрации. Умение даётся при принятии анкеты, достаточно подробной, не потребовавшей дополнения или уточнения. Лучший способ получить навык — полностью заполнить анкету, подробно и обстоятельно. Получение умения при регистрации — поощрение для написания подробной (но не большой и не обременённой лишней «водой»), понятной, и чёткой анкеты. В случае, если случайным образом будет выбрана физическая характеристика, персонаж просто получает сразу второй уровень навыка.
Для начального изучения и последующего развития навыка необходимы наставники. Ими могут стать любые персонажи с уровнем владения навыка большим, чем у потенциального ученика. Правда, какие-то навыки могут быть и вовсе не открыты в игре, то есть их ещё никто не изучил. В этом случае в дело вступают ведомые духи, становящиеся наставниками после выполнения их задания. Если персонаж в достаточной степени владеет спиритизмом, он может призвать умершего, владеющего нужным им навыком.
Кстати, некоторые навыки можно изучить, только когда изучены все предыдущие или смежные навыки. Требуемые умения могут быть даже из разных ветвей: так, для вуду и фетишей нужны умения из ветки спиритизма и из ветки знахарства.
Зависимость от характеристик
Все умения так или иначе зависят от определённых характеристик, иногда от одной, иногда — от нескольких. Например, навык «Спиритизм» зависит от мудрости и на первом уровне требует минимум пять единиц этой характеристики... А ещё на начальном уровне шанс призыва духа хороший, но всё же небольшой: 30%. Распределение будет таким:
Единицы мудрости
Шанс вызова духа
3
20%
4
25%
5
30%
6
35%
По таблице видно, что каждая единица мудрости увеличивает шанс вызова духов на пять процентов. Здесь можно поступать по-разному: прокачивать мудрость, увеличивать её с помощью одних бонусов, а с помощью других — понижать минимальный порог для навыка... А можно и вовсе не обращать на характеристики внимания: они влияют только на вероятность успеха, упрощая или усложняя прокачку навыков, а для изучения и улучшения навыков характеристики не требуются.
Зависимость от дефектов
Никогда физические дефекты не облегчали жизнь... Затруднят они её и сейчас: больные коты могут испытывать затруднения с изучением умения вплоть до невозможности овладеть навыком! Вот примерный список штрафов:
Дефект
Тип, к которому есть штраф
Слепота
Все физические и некоторые духовные
Глухота
Некоторые физические и духовные
Немота
Некоторые духовные
Хромота
Все физические
Альбинизм
Все физические
На примере спиритизма... Картина штрафов будет такой:
Дефект
Штраф
Слепота
Невозможность видеть духов; ограниченное развитие
Глухота
Невозможность услышать духов; сильное замедление развития вплоть до полной остановки
Немота
Невозможность общаться с духами; невозможность изучить навык вовсе
Хромота
—
Альбинизм
—